ИМАН1Дорогие братья, в первые века Ислама между суннитами[1] и мубтадигами[2] существовали большие противоречия в вопросах акыды[3], это противостояние принесло суннитам очень большие страдания. Известно, что даже некоторые халифы[4] придерживались шиитских и мутазилитских идей[5] и во время своего правления старались навязать эти идеи мусульманам, испортить их акыду. Тех, кто не покорялся директивами этих халифов ждали тюрьмы, пытки и казни. После этого наступили времена правления просуннитских халифов, в отличие от предыдущих халифов они не сеяли поголовный террор. Во время их правлений суннитские ученые вели дискуссии с мубтадигами и старались действовать только путем убеждений. В результате это принесло хорошие плоды, многие мубтадиги раскаялись в своих убеждениях и приняли суннитскую доктрину. С тех пор до наших дней (до начала двадцатого века) мусульмане мирно и благополучно жили в лоне суннизма, что придавало силу религии в целом. Практиковались все четыре мазхаба[6], ученые работали и обучали согласно общепринятым авторитетным источникам.

[1] Последователи суннизма. Суннизм — одно из двух (наряду с шиизмом) направлений ислама, признающее Сунну источником веры наравне с Кораном.

[2] Человек, практикующий и пропагандирующий запретные нововведения.

[3] Акыда или Аки́да (араб. عقيدة‎, мн. ч. «ака­ид» – убеждение, воззрение, кредо) — мусульманское вероубеждение, форма раскрытия имана, «символ веры».

[4] Халиф — официальный титул руководителя Халифата. Халиф являлся представителем пророка Мухаммада, духовным лидером всех мусульман, хранителем и исполнителем Божественных законов на земле.

[5] Мутазили́ты (араб. المعتزلة‎ — обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание ахл ал-адл ва-таухид — люди справедливости и единобожия) — представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. Направление это было основано Василем ибн Атой и Амром ибн Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок Хасана аль-Басри. Существуют и другие версии происхождения названия данного направления.

Пять основных положений мутазилитов:

  1. Справедливость (араб. العدل‎: аль-адль): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения Богом установленного им извечного порядка вещей;
  2. Единобожие (араб. التوحيد‎: ат-таухид): строгий монотеизм мутазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также — вечность божественных атрибутов, в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому мутазилиты говорят о сотворенности Корана;
  3. Обещание и угроза (аль-ваад валь ваыд): Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом; ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало мутазилитов и хариджитов;
  4. Промежуточное состояние (аль-манзиля бэйн аль-манзилятэйн), или Наименования и суждения (аль-асма ва аль-ахкям): мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними;
  5. Повеление и одобрение (аль-амр би аль-мааруф ва ан-нахй би аль-мункяр): мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом; это положение — общее для шиитов, хариджитов и мутазилитов.

[6] Ма́зхаб — школа шариатского права в исламе. Согласно некоторым взглядам, насчитывается 6 мазхабов. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Один суннитский мазхаб — захиритский — ныне почти полностью исчез.

 

0 Комментрии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментраий

 




 


7 + три =

 
 


 

Tatarstan.Net -