кабанУченики Абу-Ханифы

Имам Абу-Юсуф

Абу-Юсуф (он же – Якуб бен-Ибрагим) родился: по одним – в 103 г. хиджры (729 г. по Р.Хр.) в Куфе. Родители его были бедные, и даровитый юноша мог продолжать и закончить свое учение только при нравственной и материальной поддержки своего «Великого учителя» Абу-Ханифы, который однажды, во время особенно стеснительного положения родителей Абу-Юсуфа, ободрил его таким предсказанием: «настанет время, когда ты будешь принимать пищу с золотого блюда Халифа, а твою мать будут носить в паланкине придворные носильщики»… Как, известно, предсказание Абу-Ханифы исполнилось: Халиф Хади (785 г. по Р.Хр.) назначив Абу-Юсуфа казием в столичном городе Багдаде, а знаменитый Харун-ар-Рашид (786 г. по Р. Хр.) возвел его в должность верховного казия (Казы-уль-Куззат), таковой титул Абу-Юсуф носил впервые.

По предположению некоторых, дед Абу Юсуфа был жителем Медины и принимал участие в походе мусульман в Ираке, после чего поселился навсегда в Куфе.

Выдающиеся способности и юридические познания Абу-Юсуфа сделали его известным при дворе Халифа Мансура (754 г. по Р.Хр.). рассказывают, что этот Халиф произнес однажды необдуманную клятву, в таких выражениях: «Если я не достоин рая, то пусть буду разведен тройным разводом с моей женой»… Чтобы успокоить потом халифа, нужно было доказать, что халиф достоин рая, чтобы мысль о разводе с любимой женой не тревожила его более. Абу-Ханифа был тогда в немилости; потому пригласил ученика его Абу-Юсуфа. Халиф Мансур, в присутствии многочисленного сборища ученых, изложил Абу-Юсуфу сущность дела. Абу-Юсуф спросил Халифа, не собирается ли он совершить в последние дни какого-либо дурного поступка и не отказался ли от этого из-за боязни Бога. – «Да», — сказал Халиф: «я хотел пригласить на мою постель раба одной из моих жен, но боязнь Бога меня удержала. – «Тогда вы достойны рая, Халиф, — сказал ему Абу-Юсуф, так как Бог сказал: «Тот, кто, боясь своего Творца, раскается в совершенном им дурном поступке, будет достоин рая». Восхищенный этим неожиданным решением, Халиф спросил Абу-Юсуфа, какую он желает награду. Молодой ученый сообщил Халифу о предсказании своего учителя. Халиф приказал тогда подать угощения для Абу-Юсуфа на своем золотом блюде, и отдал распоряжение, чтобы мать ученого провезли по улицам Багдада в самом лучшем паланкине Халифа.

Спустя некоторое время, одна молодая принцесса обвинялась в том, что имела запрещенные отношения с мужчиной. В качестве доказательства вины, показывали пятна на постели её кровати, имевшие вид мужского семени. Двор был очень взволнован, ученые были поставлены в затруднительное положение и также были смущены. Снова обратились к Абу-Юсуфу. Абу-Юсуф очень удачно воспользовался знаниями, которыми он был обязан своему Великому учителю. Ссылаясь на сведения, почерпнутые из естественной истории, Абу-Ханифа поучал своих учеников, что молоко летучей мыши очень напоминает мужское семя. Абу-Юсуф процетировал слова учителя и, установил потом присутствие большого числа гнезд летучих мышей в щелях потолка в помещении принцессы, спас честь молодой принцессы.

О казуистических советах его Харуну-ар-Рашиду было сказано в предисловии к настоящему выпуску, на стр. 7 и 8.

В предисловии к Хидае рассказывается, что однажды Абу-Юсуф отказался ответить на предложенный ему вопрос, и его упрекнули за это, говоря, что он получает столь большое содержание из государственной казны и однако не исполняет своих обязанностей, так как не может ответить на вопрос по законоведению, для решения которых он и назначен. Но он вежливо ответил: «Я получаю из казны соразмерно тому, что я делаю; но если бы я получал соразмерно тому, чего я не делаю, то всего богатства халифата не хватило бы, чтобы вознаградить меня».

Несмотря на все эти рассказы об Абу-Юсуфе, он причисляется мусульманами к лику святых. В «Хазинату-ль-асфия» (Сокровища святых) говорится, что он, отправляя дела правосудия, ежедневно совершал по 200 рякагатов молитвы…

Абу-Юсуф энергично и с успехом поддерживал систему своего учителя. Благодаря влиянию, каким он пользовался в высших сферах, ему удалось одержать победу в защите ханифитского учения, против нападок противников. Им были введены правильные форму в отправлении правосудия; до него названия казия или муфтия были мало употребительны, или же безразлично придавались всем, чьи знания и способности считались достаточными для толкования закона и составления решений. Тогда споры решались между арабами без формальностей, непосредственным обращениями к главе племени, или к имаму. По инициативе Абу-Юсуфа, были впервые учреждены особые судилища, единственно для разбора тяжебных дел, при чем сам он председательствовал в верховном судилище. Установленном в столице Халифа, и ему были подчинены все остальные судьи. Для ученых юристовбыло установлено особое одеяние, которое, вместе с другими знаками отличия, было рассчитано на придание внешнего достоинства и важности юридической профессии.

Хотя Абу-Юсуф во многих своих решениях отступал от учения своего великого учителя Абу-Ханифы, но вообще руководствовался, главным образом, его мнениями. Своим влиянием Абу-Юсуф доставил учению Абу-Ханифы очень большое уважение в Персии и Ираке.

Абу-Юсуф был автором сочинения, озаглавленного «Адабу аль Кази», об обязанностях казиев, по взглядам Абу-Ханифы. Ему же приписывают составление сборника «Джами-уль-кябир».

Кроме того, он оставил после себя трактат о налоге на продукты земель (харадж), принадлежащих подданным немусульманского происхождения в халифате. Произведение это во все времена служило основой для различных законов и постановлений, обнародованных по этому предмету. Предполагают, что он принимал участие в сотрудничестве вместе с своим сотоварищем Имам-Мухаммедом.

Умер Абу-Юсуф в 182 году Хиджры (798), в пятницу 27 числа месяца Раджаба.

Н.П.Остроумов «Шариат»

 

0 Комментрии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментраий

 




 


9 − = пять

 
 


 

Tatarstan.Net -