Ахатов Альберт, аспирант, Поволжская ГАФКСиТ, г.Набережные Челны

Бисмилляхир-рахманир-рахиим.

Широкое применение новых  информационных  и  коммуникационных  технологий является  необратимой  тенденцией  мирового  развития  и  научно-технического прогресса  последних  десятилетий.
На сегодняшний день интернет является современной альтернативой газетам, телевидению, радио, книгам. Глобальная сеть находит все больше и больше применения в жизни современного человека. Интернет заменяет человеку образовательные учреждения, общение, библиотеки.
Ввиду столь огромного значения интернета в жизни современного человека, неиспользование мусульманами его на пути Всевышнего было бы неправильно и даже странно. Поэтому глобальная сеть все больше и больше находит применение в жизни российской уммы. Несмотря на то, что мусульманский контент уступает в плане развития не только православным, но и иудейским и протестантским ресурсам, Интернет на сегодняшний день хоть как-то объединяет умму, преодолевает границы, сближает верующих.
Формирование мусульманского контента в сети интернет является очень важной и в то же время сложной задачей.
Мною была поставлена цель изучить положение,  качество и развитость исламских сайтов среди ресурсов рунета и татнета.
Сразу хотелось бы оговориться, дабы избежать разногласий, что сайты рассматривались только через призму пути ахлю-сунны, т.е. 4 мазхабов по фикху и 2х мазхабов по акыйде. Все сайты, не удовлетворяющие критерию ортодоксального Ислама были отнесены в группу сомнительные.

Для начала была рассмотрена доля исламских сайтов среди общего количества религиозных ресурсов. Было изучено два самых крупных каталога сайтов рунета – Яндекс Каталог и Международный каталог ДМОЗ.

В категории «Религия» Яндекс Каталога размещено всего 1080 сайтов. Из них 4,26% приходится на 46 исламских сайтов,  766 – на Христианские (70,93%), Иудаизм – 29 (2,67%), Буддизм – 26 (2,41%), Индуизм – 29 (2,67%), учения и практика йоги – 87 (8,05%), Язычество – 20 (1,85%). Остальная доля распределена между оставшимися конфессиями. [1]

В категории «Религия и духовные практики» каталога ДМОЗ всего располагается 2643 сайтов, из которых всего лишь 136 (5,14%) сайтов содержат исламский контент. Остальные 2507 сайтов, при лучшем раскладе, что не ведут антимусульманскую пропаганду, «разбавляют» интернет чуждыми Исламу идеологиями. [2]

Рассмотрев подробно содержимое исламских сайтов, было выявлено 4 основных проблемы:

  1. Первая, как было замечено ранее – недостаточность мусульманского контента в интернете. Человек не всегда может получить достоверную информацию об Исламе. При таком соотношении мусульманских сайтов к немусульманским вероятность попадания пользователем на немусульманский сайт возрастает.
  2. Вторая проблема, далеко немаловажная, — это отсутствие в интернете тематически направленных специализированных ресурсов. Нет сайтов, полностью посвященных вопросам фикха, акыйде, историям о сподвижниках,  попав на которые можно было бы получить исчерпывающую информацию о тех или иных вопросах. Нет качественных ресурсов в сети, на просторах которых можно было бы полностью получить знания об основах богослужения. Нашему господину – Пророку Мухаммаду (сгв) посвящен всего один сайт! В то время когда даже какой-то президент со своим аппаратом имеют десятки сайтов, блогов и различных тематических ресурсов.

Также часто проблемой сайтов ахлю-сунна является не всегда хорошо продуманный дизайн и навигация.

  1. Третья проблема, заключается в том, что люди создающие сайты с мусульманским содержанием не всегда разбираются в основах поисковой оптимизации, не умеют «затачивать» свои сайты под поисковые запросы. Любой человек, мало-мальски разбирающийся в принципах работы поисковых машин, знает какие факторы влияют на ранжирование ресурсов в поисковой выдаче. В основном это:
  • Качественный контент
  • Внутренняя оптимизация
  • Ссылочная масса

Качественный контент – это залог развития ресурса. Полезное содержание не только привлекает внимание пользователей, но и является хорошим двигателем естественного «продвижения» сайта в сети. Завлеченные пользователи сами распространяют ссылку на ресурс, чем поднимают его ссылочную массу.

Основы внутренней оптимизации сводятся к использованию определенных тегов в нужном соотношении и в необходимых местах.

Главный принцип ранжирования поисковых систем основан на ссылочной массе. Суть его в том, что чем больше интернет страниц ссылаются на сайт, тем больше у него ссылочная масса, и тем выше он выходит в поисковой выдаче. Поисковые машины используют разные критерии оценки «популярности» страниц, а именно, Google пользуется показателем PR (pagerank). Шкала PageRank может изменяться от 0 до 10. Разделение на единицы по шкале основано на логарифмической зависимости. Само значение PR может быть примерно рассчитано по формуле (1):

PR(A) = (1-d) + d(PR(t1)/C(t1) + … + PR(tn)/C(tn))              (1)

Эта формула показывает, каким образом вычисляется PageRank. Здесь ‘t1 — tn’ — это страницы, ссылающиеся на страницу А, ‘C’ — это количество исходящих ссылок на странице, а ‘d’ — регулирующий фактор, обычно равный 0.85.

Для наглядности привожу приблизительную таблицу (1) расчёта Google Page Rank (PR), где, по горизонтали — PR страничек, с которых стоит ссылка на целевую страницу. По вертикали — приобретенный PR.


Таблица 1. Расчет Google Page Rank [3]

PR 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 101 18,362 3,339 0,607 0,1105 0,0201 0,0036 0,0006 0,0001 0,00002
3 555 101 18,362 3,339 0,607 0,110 0,0201 0,0036 0,0006 0,0001
4 3055 555 101 18,362 3,339 0,607 0,110 0,0201 0,0036 0,0006
5 16803 3055 555 101 18,362 3,339 0,607 0,110 0,0201 0,0036
6 92414 16803 3055 555 101 18,362 3,339 0,607 0,110 0,0201
7 508277 92414 16803 3055 555 100,992 18,362 3,339 0,607 0,110
8 2795522 508277 92414 16803 3055 555,456 100,992 18,362 3,339 0,607
9 15375379 2795522 508277 92414 16803 3055 555,456 100,992 18,362 3,339
10 84564584 15375379 2795522 508277 92414 16803 3055 55,456 100,992 18,362

Конечно, таблица чисто приблизительная и она показывает данные,  близкие к идеалу. Подсчитать точно PR не реально.

Yandex инспользует другой показатель – ВИЦ (внешний индекс цитируемости), к сожалению известный только самому Яндексу. Для простых ползователей Яндекс предлагает косвенный показатель – ТИЦ – тематический индекс цитируемости.

В таблице 2 представлены показателями основных исламских сайтов:

Таблица 2. Показатели Google PR и ТИЦ основных сайтов

Сайт PR ТИЦ
http://islam.ru 6 2200
http://www.islamnews.ru/ 6 1200
http://www.muslim.ru/ 5 90
http://www.islamrf.ru/ 4 750
http://islam.com.ua/ 4 750
http://e-islam.ru/ 4 300
http://www.muslims-volga.ru/ 4 230
http://www.imam.ru/ 4 160
http://harunyahya.ru 4 140
http://www.umma.ru/ 3 400
http://www.e-riu.ru/ 3 170
http://www.xadis.ru/ 3 50
http://imancentre.ru/ 2 50
http://www.darulfikr.ru/ 2 40
http://www.posledniyprorok.info/ 2 30
http://www.salafizm.ru/ 2 0
http://maturidi.ru/ 0 10

Как видно из таблицы (2), наибольшую популярность имеет наистарейший исламский портал рунета – islam.ru, что не удивительно, так как он ведет свою деятельность с давних пор, к тому же является не только информационным ресурсом, но также и новостным порталом. Показатели других сайтов заметно отличаются, как и отличаются от показателей неисламских сайтов, что порой делает их неконкурентоспособными.

Для примера, приведу 10 самых запрашиваемых ключевых слов по Исламу в поисковой системе Яндекс [4]:

Таблица 3. Статистика наиболее популярных запросов за октябрь в ПС Яндекс

N Ключевое слово Кол-во запросов в месяц
1 Аллах 551447
2 Ислам 268689
3 Мусульманин 103024
4 Коран 89706
5 Аллаха 48268
6 Шахид 22351
7 Хиджаб 16494
8 Мухаммад 13614
9 Мухаммед пророк 11878
10 Коран на русском 11126

Итого 1 136 597 запросов в месяц! И это только по 10и запросам в 1! поисковой системе. Если же подсчитать смежные запросы, то выходит 1 669 338. Можем смело помножить эти цифры на 3, если хотим учесть и другие поисковые машины.

Если посмотрим статистику посещений сайта  islam.ru, то увидим, что в октябре на нем было 244 193 посетителей. [5] А куда ушло еще 6 433 159 посетителей? Куда ушли все те люди, интересующиеся Исламом? Сомневаюсь, что все попали на сайты с адекватным содержимым. По-моему, есть повод для размышлений.

  1. В последнее время в исламском интернете прослеживается очень неприятная тенденция, а именно развитие и распространение сайтов, принадлежащих различным сектам, несущие еретические и пагубные идеи безмазхабности, идеи ваххабитской секты, людей, бесправно причисляющих себя к салафам (салафитам), порочащие великих алимов нашей уммы и распространяющие идеологии лжеученых. К сожалению, количество таких сайтов растет, за счет каких-то средств эти сайты получают развитие. Приведу показатели небольшого списка подобных сомнительных сайтов:

Таблица 4. Показатели Google PR и ТИЦ сомнительных сайтов

Сайт PR ТИЦ
http://musulmanin.com/ 4 120
http://www.mehdi.ru/ 4 80
http://islamindex.ru/ 4 50
http://salaf-forum.ru/ 4 40
http://toislam.com/ 3 90
http://ksunne.ru/ 3 60
http://www.shianet.ru/ 3 30
http://www.tauhid.info/ 3 10
http://www.islamru.com/ 3 10
http://www.tawhid.ru/ 3 10
http://www.salyafi.ru/ 3 10
http://www.ahlibeyt.ru 2 30
http://www.al-iman.ru/Blog/ 2 30
http://muslimiman.info 2 30
http://al-hayat.ru/ 2 30
http://salafsolih.com/ 2 20
http://din-islam.ru 2 20
http://salafportal.ru/ 2 20
http://anti-bida.com 2 10
http://www.islaam-online.p0.ru/ 2 0
http://www.ek-shia.org/ 1 70
http://www.salaf.ws/ 1 0
http://www.manhadj-salafov.ru/ 0 0
http://halifat.net/ 0 0

Такая ситуация должна вызвать серьезное волнение среди официального духовенства, на адекватную реакцию которого мы очень надеемся.

В татнете положение еще более плачевно. На татарском языке хоть и нет сайтов сомнительного содержания, но и сайтами ахлю-сунна татнет не особо пестрит:

Таблица 5. Показатели Google PR и ТИЦ сайтов на татарском языке

Сайт PR ТИЦ
http://tat.e-islam.ru/ 2 10
http://musulman.su/ 2 10
http://nursaba.ru/ 2 0
http://tatar-islam.ru/ 2 0
http://imancentre.ru/tatarcha.htm 1 50
http://www.hytatar.ru/ 0 0
http://qiyamet.org 0 0

Итак, небольшой анализ современной ситуации рунета и татнета, проведенный мной в домашних условиях, помог определить существенные недостатки.

В сегодняшнее время очень важно использовать современные технологии, в том числе и интернет для распространения морали Корана по всей Земле. Несомненно, радио, телевидение и интернет будут играть немаловажную роль в борьбе Имама Махди (гс) с Даджалом, материализмом и неверием. Существует немало хадисов, указывающих на это, вот некоторые  из них:

a) Имам Садик сказал: “Когда Имам Махди (гс) придет, любой мусульманин, находясь на Востоке, сможет увидеть своего собрата по вере, находящегося на Западе, и наоборот — тот, кто находится на Западе, сможет увидеть своего единоверца, находящегося на Востоке”. [6]

б) Имам Махди (гс) завоюет восток и запад, при нем Ислам будет править Миром. Аллах ниспошлет людям такую благодать, что каждый, где бы он не был, сможет слышать его (Имама Махди (гс) слова, и Имам оживит Ислам…[7]

в) Его голос будет распространяться по всему Миру, и каждый будет слышать его на собственном языке. [8]

Из всего вышесказанного ясно, что интернет и технологии играют очень важную роль в распространении правильных знаний по Исламу. И мусульманам в первую очередь очень важно сконцентрировать свои усилия на освоении этих достояний человечества. Потребность в качественных и достоверных источниках информации по Исламу с каждым днем все больше растет. Не пожалеем свои силы на пути Аллаха, иншаллах.

Использованные материалы

  1. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Society/Religion/ http://www.dmoz.org/World/Russian/Общество/Религия_и_духовные_практики/
  2. http://xap.ru/google-pr.php
  3. http://wordstat.yandex.ru
  4. http://rating.openstat.ru/?cid=55907
  5. Бихар аль-анвар, т. 52, стр. 391.
  6. Бихар аль-анвар, т. 52, стр. 27 и т. 53, стр.12.  Икмальуд-Дин, т. 2, стр. 367
  7. Аль-Бурхан фи Алямат аль-Махди Ахир аль-Заман, стр.51.
  8. Мухаммад ибн Расуль аль Хуссейн аль Барзанджи, Знамения Судного Дня, стр.201
 

0 Комментрии

Ваш комментарий будет первым.

Добавить комментраий

 




 


9 − два =

 
 


 

Tatarstan.Net -